Skip to content

Что должен проверить Конституционный Суд?

Конституционный Суд РФ в ночь на 1 октября экстренно принял к рассмотрению четыре обращения президента Владимира Путина о проверке на соответствие Конституции России подписанных им договоров. 

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) разрешает дела о соответствии Конституции России не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров либо отдельных их положений.

Кстати, согласно ч. 2 той же статьи, не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом России не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению. 

В п. «г» ч. 2 ст. 125 Конституции России КС РФ по запросу Президента Российской Федерации (в том числе) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. По сути, данная норма в Конституции РФ гармонизирована из Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». 

Подробно процедура расписана в органическом законе, а именно в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора (ст. 7 указанного ФКЗ). 

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». 

Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. 

Вся процедура и требования к содержанию итогового(ых) постановления(ий) наталкивают на вывод, что подобный акт быстро не напишешь, хоть и опыт Постановления Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» говорит о том, что можно и за сутки написать подобный акт. 

На человеческом

Конституционный Суд должен проверить, насколько заключаемый договор соответствует Конституции России. Не только в процедурной части, а еще в той, как заключение договоров умещается в конституционный вектор, а также, в принципы (и международные), которые закреплены в Основном законе страны. Именно КС РФ обладает инструментом правовой оценки предмета. В том числе оценки на соответствие Гл. 2 Конституции РФ. 

При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности. Это не мои слова, это буква закона.

Очень хочется почитать проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта с положениями, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.