Все конституционные и уставные суды субъектов РФ будут упразднены к 1 января 2023 года, а вместо них регионы получат право создавать при своих парламентах конституционные и уставные советы. Это следует из одобренных комитетом Госдумы по законодательству поправок ко второму чтению пакета законопроектов, внесенных президентом в развитие обновленной Конституции.
В действительности судьба региональных конституционных и уставных судов была решена еще летом после одобрения поправок к Основному закону. В предыдущей его редакции ст. 118 гласила, что «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом». Теперь же к этому добавилась фраза: «Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ». Так как этот перечень является исчерпывающим, то для ликвидации всех иных судебных органов оставалось лишь принять соответствующие поправки к нескольким федеральным законам.
У конституционных и уставных судов субъектов РФ были следующие функции:
- Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ;
- Толкование конституции (устава) субъекта РФ;
- Разрешение споров о компетенции между органами власти;
- Проверка вопросов, выносимых на референдум;
- Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ.
На октябрь 2018 года в субъектах Российской Федерации фактически функционировали 13 конституционных и 3 уставных суда.
У региональных конституционных и уставных судов уже существовал «конфликт иерархии» с Конституционным судом РФ, так как Конституционный суд Российской Федерации может отменить решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации. Например, Конституционный суд Республики Ингушетия 30 сентября 2018 года признал несоответствующим Конституции Ингушетии договор о границе между Ингушетией и Чечней. По запросу главы Ингушетии 6 декабря 2018 года Конституционный суд Российской Федерации отменил это решение Конституционного суда Республики Ингушетия.
В правовом сообществе довольно распространено мнение о том, что упразднено то, чего по сути и не существовало уже. С этим можно было бы согласиться, если не самостоятельное решение субъекта РФ об учреждении/не учреждении регионального конституционного/уставного суда. Все отсылки на материальное обеспечение этого органа на федеральном уровне несостоятельны, так как это решение субъекта РФ.
Путь ликвидации добровольных институтов выглядит тревожным, но вполне вписывается в федеральную конституционно-правовую действительность.