Skip to content

РЕЛИГИЯ И ПРАВО

Некоторые исследователи считают, что англосаксонское право находится в кризисе. Аргументируют тем, что связь права с религией, кою считают они необходимым, почти полностью  утеряна, а само же право превращается в формализованный и бюрократический механизм. Проводя параллель с континентальной правовой семьей, предлагаю обозначить особенности именно романо-германской правовой системы.

В отличие от Западного права, германское право в момент своего зарождения закладывалось в поэтической форме, что естественно придавало торжественность «законодательству» того времени, но никак не регулировала гражданско-правовые отношения ввиду того, что не было обязательного характера решений, весьма расплывчато были обозначены ключевые моменты (по причине акцента на поэтичность нормы). Например, объявлялось, что границы применения правила определяется дальностью полета петуха, или прыжка кошки, или длиной вытянутой руки с серпом; площадь приобретаемой земли измерялась тем, «сколько за день на коне объедешь или вспашешь плугом» (см.: Hubner Rudolf. A History of Germanic Private Law. Boston, 1918. P. 10-11.). Основополагающей целью было примирение сторон, чтобы в дальнейшем избежать более серьезных конфликтов. Но, примечательно то, что все это прекрасно уживалось с кровной местью и испытанием водой и огнем. Продолжалось все это до прихода христианства. Как отметил Гарольд Дж. Берман: «В то время как германские народы христианизировались, христианство германизировалось». Что подчеркивает  тесную связь права и религии.

В Восточной правовой традиции больше внимания уделяется социальной гармонии, чем отдельному индивиду. Человек не воспринимался в отрыве от общества или всей вселенной, а был составной часть системы вселенной, которая подчинялась Небесному Божеству. Зато, пристальное внимание уделяется общественной иерархии. Взаимоотношению в семье, например.

Кардинально отличается восприятие права у Скандинавов. Учитывая, что традиционной для них религией является лютеранство, то и развитие права, отношение к праву формировалось не без влияния религии. Лютеранская философия права определяет право как волю государства, выраженную в совокупности правил и подкрепленную принудительными санкциями, что совпадает с позитивистскими определениями.  Она решительно разделяет закон и мораль. Для лютеран законы общепринятые правила, а значит, морально обязывают; но в то же время нравственность может требовать неповиновения неправедным законам. Единственным надежным путем решения этой дилеммы опять — таки остается обращение к совести.

Когда законодатель понимает, что те, кто живет по написанным им законам, анализирует закон, пропускает через свои нравственные ориентиры, то и законодатель будет рефлексировать. Точнее, общество  должно понимать, что это всего лишь правила, а не воля божья или иных высших сил.