Пока вполне себе цивилизованные общества сидят на карантине, организовывают музыкальные группы по балконам, подвергаются ударам палками, административным и уголовным гонениям, я решил вести прямой правовой репортаж с места событий из комнаты.
Начал с рассуждения о конструкции «чрезвычайное положение». Так, просто вспомнилось. Пробежимся по иерархии. По моей иерархии. К сожалению, она для многих уже неприемлема.
Ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах:
- Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
- Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.
- Любое участвующее в настоящем Пакте Государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие Государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление.
Статья 15 Европейской конвенции по правам человека:
- В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей̆ Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
- Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7.
- Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме.
Ст. 27 Американской конвенции о правах человека (к иерархии отношения не имеет, просто к слову):
- Во время войны, возникновения опасности для государства или при других чрезвычайных обстоятельствах, которые ставят под угрозу независимость или безопасность государства-участника, это государство может принимать меры в отступление от его обязательств по настоящей Конвенции в такой степени и на такой период времени, в какой это требуется остротой положения, при условии что такие меры не являются несовместимыми с его другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
- Вышеупомянутое положение не санкционирует какого-либо приостановления действия следующих статей: статьи 3 (Право на признание правосубъектности); статьи 4 (Право на жизнь); статьи 5 (Свобода от пыток); статьи 6 (Свобода от рабства); статьи 9 (Свобода от законов ex post facto); статьи 12 (Свобода совести и религии); статьи 17 (Права семьи); статьи 18 (Право на имя); статьи 19 (Права ребенка); статьи 20 (Право на гражданство); и статьи 23 (Право участия в государственном управлении) или же правовых гарантий, необходимых для обеспечения защиты этих прав.
- Любое государство-участник, использующее права приостановления, немедленно информирует другие государства-участники через посредством Генерального секретаря Организации американских государств о положениях, применение которых им было приостановлено, причинах, вызвавших такое приостановление, и о дате его прекращения.
Ниже по иерархии не пойду.
Я всегда настороженно относился к возможности ограничения некоторых прав человека с введением чрезвычайного положения. Затруднительно обозначить все случаи чрезвычайного положения в конструкции нормы так, чтобы это не вызывало вопросов. Дискуссия была и во время обсуждения вышеуказанных международных актов.Обсуждения, таким образом, имели благотворное влияние на теоретическую защиту личности в чрезвычайных ситуациях, когда свобода действий государств в области прав человека ограничено следующими принципами:
- принцип исключительной угрозы;
- принцип официального провозглашения;
- принцип неотъемлемости определенных прав;
- принцип строгой необходимости;
- принцип совместимости с другими международно-правовыми обязательствами;
- принцип недискриминации;
- принцип международного уведомления.
Что касается, например, Пакта о гражданских и политических правах, то государство-участник должно соблюдать «два основных условия», прежде чем ссылаться на статью 4 (1) Пакта, а именно:
(1) ситуация должна привести к чрезвычайному положению, которое угрожает жизни нации;
(2) государство-участник должно официально объявить чрезвычайное положение.
«При объявлении состояния чрезвычайной ситуации с последствиями, которые могут повлечь за собой отступление от любого положения Пакта, государства должны действовать в рамках своих конституционных и других положений закона, регулирующих такое провозглашение и осуществление чрезвычайных полномочий»
Что касается состояния исключительной угрозы , то очевидно, что не каждое нарушение или катастрофа квалифицируется как чрезвычайное положение, которое угрожает жизни нации по смыслу статьи 4 Пакта.
В соответствии с Пактом (толкованием) национальное законодательство должно разрешать отступления от обязательств в области прав человека только в действительно чрезвычайных ситуациях, которые на самом деле представляют собой угрозу для жизни нации. Ни одна кризисная ситуация автоматически не оправдывает декларацию чрезвычайного положения и отступлений от обязательств государства по Пакту.
Чрезвычайное положение с вытекающими отсюда ограничениями прав человека могут на законных основаниях оставаться в силе до тех пор, пока этого требует ситуация. Как только ситуация перестает представлять угрозу для жизни нации, отступления должны быть прекращены. Другими словами, чрезвычайное положение и отступления от международных обязательств в области прав человека не могут быть законно сохранены так долго, что они становятся постоянной или почти составной частью внутренней правовой системы.
В вышеуказанных международных актах в нормах о «чрезвычайном положении» есть обязательство по уведомлению (международному уведомлению). Например, ч. 3 Европейской конвенции по правам человека:
«Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме«.
Мне не удалось найти информацию об уведомлении странами о введении чрезвычайного положения. Я обратился в Совет Европы с просьбой предоставить мне такую информацию. Ждем. Дома.
Текст: Мирза Чирагов