Skip to content

МНОГОКВАРТИРНЫЙ ПАНОПТИКУМ

Пока вполне себе цивилизованные общества сидят на карантине, организовывают музыкальные группы по балконам, подвергаются ударам палками, административным и уголовным гонениям, я решил вести прямой правовой репортаж с места событий из комнаты. 

Начал с рассуждения о конструкции «чрезвычайное положение». Так, просто вспомнилось. Пробежимся по иерархии. По моей иерархии. К сожалению, она для многих уже неприемлема. 

Ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах:

  1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
  2. Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.
  3. Любое участвующее в настоящем Пакте Государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие Государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление.

Статья 15 Европейской конвенции по правам человека:

  1. В случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации, любая из Высоких Договаривающихся Сторон может принимать меры в отступление от ее обязательств по настоящей̆ Конвенции только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву.
  2. Это положение не может служить основанием для какого бы то ни было отступления от положений статьи 2, за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, или от положений статьи 3, пункта 1 статьи 4 и статьи 7. 
  3. Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме. 

Ст. 27 Американской конвенции о правах человека (к иерархии отношения не имеет, просто к слову):

  1. Во время войны, возникновения опасности для государства или при других чрезвычайных обстоятельствах, которые ставят под угрозу независимость или безопасность государства-участника, это государство может принимать меры в отступление от его обязательств по настоящей Конвенции в такой степени и на такой период времени, в какой это требуется остротой положения, при условии что такие меры не являются несовместимыми с его другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
  2. Вышеупомянутое положение не санкционирует какого-либо приостановления действия следующих статей: статьи 3 (Право на признание правосубъектности); статьи 4 (Право на жизнь); статьи 5 (Свобода от пыток); статьи 6 (Свобода от рабства); статьи 9 (Свобода от законов ex post facto); статьи 12 (Свобода совести и религии); статьи 17 (Права семьи); статьи 18 (Право на имя); статьи 19 (Права ребенка); статьи 20 (Право на гражданство); и статьи 23 (Право участия в государственном управлении) или же правовых гарантий, необходимых для обеспечения защиты этих прав.
  3. Любое государство-участник, использующее права приостановления, немедленно информирует другие государства-участники через посредством Генерального секретаря Организации американских государств о положениях, применение которых им было приостановлено, причинах, вызвавших такое приостановление, и о дате его прекращения.

Ниже по иерархии не пойду.

Я всегда настороженно относился к возможности ограничения некоторых прав человека с введением чрезвычайного положения. Затруднительно обозначить все случаи чрезвычайного положения в конструкции нормы так, чтобы это не вызывало вопросов. Дискуссия была и во время обсуждения вышеуказанных международных актов.Обсуждения, таким образом, имели благотворное влияние на теоретическую защиту личности в чрезвычайных ситуациях, когда свобода действий государств в области прав человека ограничено следующими принципами: 

  • принцип исключительной угрозы;
  • принцип официального провозглашения;
  • принцип неотъемлемости определенных прав;
  • принцип строгой необходимости;
  • принцип совместимости с другими международно-правовыми обязательствами;
  • принцип недискриминации; 
  • принцип международного уведомления.

Что касается, например, Пакта о гражданских и политических правах, то государство-участник должно соблюдать «два основных условия», прежде чем ссылаться на статью 4 (1) Пакта, а именно:

(1) ситуация должна привести к чрезвычайному положению, которое угрожает жизни нации;

(2) государство-участник должно официально объявить чрезвычайное положение.

«При объявлении состояния чрезвычайной ситуации с последствиями, которые могут повлечь за собой отступление от любого положения Пакта, государства должны действовать в рамках своих конституционных и других положений закона, регулирующих такое провозглашение и осуществление чрезвычайных полномочий»

Что касается состояния исключительной угрозы , то очевидно, что не каждое нарушение или катастрофа квалифицируется как чрезвычайное положение, которое угрожает жизни нации по смыслу статьи 4 Пакта.

В соответствии с Пактом (толкованием) национальное законодательство должно разрешать отступления от обязательств в области прав человека только в действительно чрезвычайных ситуациях, которые на самом деле представляют собой угрозу для жизни нации. Ни одна кризисная ситуация автоматически не оправдывает декларацию чрезвычайного положения и отступлений от обязательств государства по Пакту.

Чрезвычайное положение с вытекающими отсюда ограничениями прав человека могут на законных основаниях оставаться в силе до тех пор, пока этого требует ситуация. Как только ситуация перестает представлять угрозу для жизни нации, отступления должны быть прекращены. Другими словами, чрезвычайное положение и отступления от международных обязательств в области прав человека не могут быть законно сохранены так долго, что они становятся постоянной или почти составной частью внутренней правовой системы.

В вышеуказанных международных актах в нормах о «чрезвычайном положении» есть обязательство по уведомлению (международному уведомлению). Например, ч. 3 Европейской конвенции по правам человека:

«Любая из Высоких Договаривающихся Сторон, использующая это право отступления, исчерпывающим образом информирует Генерального секретаря Совета Европы о введенных ею мерах и о причинах их принятия. Она также ставит в известность Генерального секретаря Совета Европы о дате прекращения действия таких мер и возобновлении осуществления положений Конвенции в полном объеме«.

Мне не удалось найти информацию об уведомлении странами о введении чрезвычайного положения. Я обратился в Совет Европы с просьбой предоставить мне такую информацию. Ждем. Дома.

Текст: